Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

1

Поперека Григорій, користувач 1ua
Григорій Поперека
Тема: Історія міста
ЛЕБЕДИН-70 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД[1]

Материалы к истории г. Лебедина (И. П. Рожевецкий)


Верная общему мировому закону, по которому ничто созданное рукою человека не остается неизменным, так и внешняя жизнь Лебедина за какие-нибудь 70 лет изменилась до неузнаваемости: утратилось и отжило старое, возникло и приобрелось новое.

Я, например, помню Лебедин с 1860 г. прошлого века, когда он был далеко не таким, каким он теперь (1929 г.)

Припоминая в настоящее время внешность Лебедина начала 60-х гг. прошлого (XIX) века, можно сказать, что, по соломенным крышам построек даже в центральных частях города, он представлял «соломенный» город, и потому часто возникавшие тогда в нем пожары уничтожали не один-два дома, а пожирали целые кварталы. Да и немудрено, если вспомнить, что кирпичных под железом домов почти не было, а деревянные исключительно крылись соломой. Сейчас я могу по памяти перечислить тех владельцев и учреждения, дома коих были кирпичной кладки и с железными крышами. Так: 1-е, дом Николая Петровича Галкина (во дворе РИКа), где с 1897 по 1913 г. помещалось (до постройки большой здания) Лебединская Уездная Земская Управа. Дом этот существует до сего времени. 2-е, Большое Лебединское уездное училище (напротив РИКа) к которому, при преобразованье его в 1901–1902 гг. в городское или в высшее 4-классное начальное училище, – сделана были пристройка с правой стороны основного здания (старого) до угла, 3-е. Три дома, рядом с уездным училищем, бывшее под железом и принадлежащее Федору Прохоровичу Ильченку, из них два деревянные уничтожены, а третий каменный в глубине усадьбы существует и теперь на этой усадьбе устроен летний театр и имени Петровского парк. В конце же 60-х гг. в этих домах помещена была открытая тогда Лебединским Земством женская прогимназия. 4. дом каменный купчихи Глобиной, где были комнаты для приезжих и при нем постоялый двор. Усадьба это досталась умершему торговцу Александру Федоровичу Юркову, выстроившему на углу, на месте старого, большой двухэтажный дом, в котором помещаются детский диспансер (1929 г.). 5. Дом купца Гильченка по Трехсвяттельской улице; дом этот цел поныне и принадлежит гр-ке Якушевской (на Труфанке). Гильченко в 40-50-х гг. состоял «Градским головой». 6. Дом умершего в 1928 г. купца Антона Ильича Долженко. (дом с принадлежавшим доктору Зильбернику домом). Домик этот в прежнем виде стоит и теперь, а в середине 60-х гг. (1866–1867 г.) в нем помещалась канцелярия предводителя дворянства, Михайловского помещика Капниста. За смертью Долженка дом национализирован. 7. Дом, принадлежавший в 1860-х гг. купцу Гурмаженку, а затем перешедший к провизору Лебедеву, открывшему в нем долго существовавшую вольную аптеку; после смерти Лебедева дом куплен торговцем Большенком, а теперь также национализирован. 8. Угольный дом на Базарной площади, принадлежавший бывшему в 60-х гг. Городскому голове Иване Ефимовичу Снесареву. В этом доме помещалась до 1927 г. Лебединская почтово-телеграфная контора. 9. Дом, священника Максима Залесского, на углу против Троицкого садика, по дороге на Михайловку. Бывший тогда каменный дом разобран и на его месте поставлен ныне существующий деревянный. В прежнем каменном доме в 1859 г. «гостював» у Залесского наш незабвенный поэт Тарас Григорьевич Шевченко.

 

ГЛАВНЫЕ ПЛОЩАДИ

БАЗАРНАЯ

 

Базарная площадь до 1868 г., после бывшего в 1853 г. большого пожара, когда – по выражению старожилов – горів город, застроена была убогими и безобразно расположенными деревянными лавчонками, но в 1868 г. лавки эти были сняты и на место их на средства тогдашнего купечества построены ряды каменных лавок существующих до настоящего времени и называвшихся тогда «гостиный ряд». К этому же времени относится сооружение Вознесенской и Покоровской церквей. Вспоминая состояние в то отделанное время базарной площади, надо подчеркнуть, что площадь эта во время осенней и весенней распутиц представляла поистине «зловонную клоаку», грязь была сказочная, грязь эта, доходя до ступиц воза, совершенно пресекала возможность передвижения, и приезжавшие на базар селяне, попадая с своими возами и лошадьми в наполненные густой грязью выбоины и ямы, вынуждены были спасать падающих в эти выбоины лошадей и волов при помощи вожжей и бечевок, а разломанные и застрявшие тут возы торчали, бывало, по целым неделям в «базарной» грязи. О мостовых же или о тротуарах в ту пору не было и помина.

 

МАЙДАНСКАЯ ПЛОЩАДЬ

В 1876 г. площадь эта по инициативе и настоянию бывшего тогда в Лебедине уездного исправника Ивана Николаевича Писаревского, – это был тип грубого и нахального «бурбона», любимого по самым ничтожным поводам сажать под арест при полиции, на хлеб и на воду, волостных старшин и писарей и оставившего в памяти последних «доброе слово» – да, так вот по указанию этого Писаревского площадь была засажена под парк. Хотя парк этот пышно разросся, но вследствие болотистого характера местности в нем, даже в самую жаркую пору лета, царила сырость, что, разумеется, не могло не влиять на посещаемость его публикой, которая туда и не заглядывала. В конце концов, сад этот в 1902 г., как совершено бесполезный, вырублен. На этой площади до 1876 г. собирались все Лебединские ярмарки, а в весеннее и летнее время она служила «плацом» для учений квартировавших в Лебедине после Крымской войны, Брянского и Севского, 9-й дивизии, пехотных полков. Эти учения и смотры привлекали массы зрителей, и главным образом, военной музыкой, игравшей на полковых смотрах.

 

ТРОИЦКАЯ ПЛОЩАДЬ

Площадь эта засажена парком также в 1876 г. и таким образом, Троицкий садик насчитывает на своем веку более 50 лет, а до указанного времени площадь эта фигурировавшей на ней часовней была совершенно пуста. На ней, как и на Майданской площади, в первой половине лета происходили ученья находившегося тогда постоянно в Лебедине гарнизонного батальона, – в старину это был особый род войска, обслуживавший внутреннюю охрану и на войну никогда не посылался, – за что Лебединские обыватели солдат этого батальона дразнили «штакунами», приводя этих воинов таким прозвищем в чрезвычайное раздражение и злость.

 

УЛИЦЫ

Названия улиц, например, «Сумская», «Ахтырская», «Трехсвятительская» и т.п. зарегистрированы формально, т.е. прибиты соответствующими надписями досточки после введения «городового положения 1870 г.». Но самое то происхождение названий улиц как те: «Кобица», «Довгалевка» или «Любарская», «Безимовка» и так далее относится, по словам отошедших уже в вечность «стариков» – чуть ли не к эпохе первых поселенцев на реке Ольшанке, при царе Алексее Михайловиче, 1655–1656 гг., когда после присоединения Богданом Хмельницким Украины к Москве народ с правобережного Днепра и Польши хлынул на левобережье заселять богатую тогда всякими пустотами «слободскую Украину». Впрочем, название улиц – «Михайловская», «Сумская», «Ахтырская», «Тудимовская» и т.п. могло произойти от того, в какую именно сторону та или другая улица направлялась, т.е. если она вела на дорогу в Михайловку – получалась «Михайловская», на «Ахтырку» – «Ахтырская» и т.д. Такие же названия, как примерно, «Любарская», «Довгалевская», «Ламаховка» – по словам старожилов, – как это сейчас сказано раньше, произвели от фамилии или прозвищ тех первых поселенцев, которые при основании города здесь осели. А вот, интересно было знать, отчего произошло название «Замковая улица» или, как сокращенно говорят, – «Замок»? Оказывается, что в XVIII и в начале XIX века на Троицкой площади, там, где ныне расположен дом бывшего врача 4 участка Лебединского уезда Феодора Феодоровича Кремповского (умершего в 80-х гг.) и проданный наследниками последнего «баптистам», – стоял «тюремный замок», а отсюда то и произошло название улицы – «Замок», «Замковая плетина». Неуклюжее и полуразрушенное здание того «замка», проржавленною на нем красною крышею, я сам хорошо помню, когда в детском возрасте (в 1861–1862 гг.) по временам наезжал в Лебедин с отцом «базаровать». Здание это разобрано в 1866 г. Устные предания говорят, что в старину теперешняя Троицкая площадь в сторону Михайловской улицы представляла пустырь и окраину, где начальство той эпохи считало целесообразным постройку «замка», который, благодаря застройкам улицы, оказывался стоящим в черте города.

 

ОСВЕЩЕНИЕ

Керосиновое освещение главных улиц и базарной площади введено с 1881 г., а электрическое при городском голове Николае Алексеевиче Кононенко в 1910 г. Пожарную каланчу и пожарный обоз, до устройства их на теперешнем месте, я застал в начале 1860-х гг. на находящейся против парка Петровского усадьбе, рядом с РИКом. Усадьба эта принадлежала дворянке Костенковой, продавшей затем ее помещику Ковалевскому (бывшему члену земской Управы), а от вдовы последнего досталась учителю Городского высшего начального училище Захарченко (в настоящее время национализировано (1929 г.)

 

БЫВШИЙ ЗАМКОВОЙ «СТАВ»

Как известно старожилам, десятка два лет тому назад выше замкового поста залегал огромный став, определявшимся от нижней части реки, именуемой и теперь «Замковой плотиной». Плетина эта, будучи тогда не высоко поднятою по отношению к уровню ставка и гачена хворостом ежегодно весной заживалась водой и разрушалась настолько, что всякое сообщение или езда по ней прекращались, и живущим в Троицком приходе гражданам для того, чтобы побывать на базаре, надо было направляться на «Можне» и далее по Гребенниковой улице и мимо Вознесенской церкви, конечно такое путешествие в весеннюю распутицу не могло быть приятно не для Троицына это «удовольствие» являлось временным – эта верность поместить грязь «Можне» неделю-две. А вот состояние связи с базаром «Кобищи» и «Михайловщины» было во сто крат хуже и вот почему: соединяющей теперь Шевскую улицу с базарной стороной дамбы и моста в старину не было (против электрической станции) и, следовательно, как «Кобица» так и «Шевская улица» могли сообщаться с центральной частью города только через посредство «Можни», и омывал Шевскую и Петропавловскую улицы; он был достаточно глубок, с болотистыми трясинами и заросшими очеретом берегами и обилен рыбой и дичью. Принадлежа помещику Гладкову, ставок куплен был городской управой и в целях оздоровления города был совершено спущен, а на месте его стихийные силы весенних дождевых вод наносили с полей и огородов черноземной почвы (земли), способствуя возникновению на место ставка сенокосного луга и огородов. И все эти изменения произошли в какие-нибудь 25 лет, а что ж может быть через 300-500 лет? Да, об ожидающих во внешнем отношении Лебедин переменах теперь трудно пророчествовать, но что, в конце концов река Ольшанка будет застроена и иссякнет – в этом никакого сомнения быть не может.

 

ХАТЫ

В старину изб складывались из толстых сосновых пластин о прорезанных в стенах «хаты» четырьмя маленькими едва пропускавшими солнечный свет отверстиями для окон, причем самые окна продольных растворок, как это делают теперь, не имели, а нижняя часть оконца поднималась (поперечно) вверх и поддерживалась специально для того имевшейся палочкой. Внутреннее расположение было до чрезвычайности простое и незатейливое, так: 1-е холодные без потолка сени, 2-е, с левой стороны комора, где складывалась запасная и праздничная одежа и стояла «размалеванная» «квитка», «скрыня» с худобою и 3-е, дверь с правой стороны вела в «хату», т.е. комнату, – вот и все внутреннее устройство. Такого типа хату я осматривал на Кобище в 1927 г., в проулке, против восточной стены Воскресенской церкви хатка эта, вросшая от времени в землю, если она цела и теперь, действительно представляет собой интересный тип постройки прадедов наших. Такой постройке соответствовала и обстановка внутри: как только открывалась дверь в хату первое, что бросалось – это огромная, занимавшая четвертую часть площади пола, варистая печь, а в задней части последней, в простенке от глухой стены; устраивалась вверху «піч» для сушки зимой зерна, или где престарелые члены семи – дід и баб – отогревали свои старые кости; тут же рядом с варистой печкой; с левой стороны комнаты; под глухой (северной) стеной устраивался так называемый «піл» (по-русски полати) служивший общей для всей семьи кроватью, где всегда лежали подушки, рядна, разные постельные принадлежности, а то иногда тут же висели и «колыска» с «дитинкою»; от входных дверей, вдоль стены, до красного угла стояла узкая длинная «лавка» (скамья) для сиденья, такая же «лавка» шла под поперечной стеной «хаты», а перед ними «стіл для обіда». Напротив печи в углу красовался висячий шкафик для посуды с «горілкою» и проч., а внизу на лавци горшки и миски. В таких хатах кирпичных труб не могло быть и вместо их оставили сплетенные из хвороста и обмазанные глиной «Бондуры»: в этот заменявший трубу «бовдур» из печи проводился дымоход, при чем устройство его было настолько примитивно, что во время топки нередко искры показывались наружу, что, разумеется, не могло не вызывать частых и опустошительных пожаров, которые больше всего возникали на «Кобище», где описанного мною типа постройки были господствующими. Скажу несколько слов о внутреннем украшении стен «хаты» (т.е. комнаты), а украшения те были в большом ходу, благо, на базарных и на ярмарках нужного для украшения товара было сколько угодно и поставщиками его являлись то «офени», то книготорговли, то разъезжавшие по ярмаркам великорусские торговцы посудой, гармониями и т.п. Во-первых, главная красная стена и угол от множества развешанный на них образов и икон схожа была на небольшой иконостас с висячими перед ними (если «богато богів») двумя лампадками и с летающими, сделанными из цветной папиросной бумаги и привязанными на тоненькой ниточке к потолку, – голубями. И каких только святых тут не было: и «Троица», и «Всевидящее око», и «Иван воин», и «Георгий победоносец», поражающие оружием страшного «дракона» и для назидания и вразумления грешников тут же на особом видном месте стены «страшный суд», где имевших неосторожность попасть туда жарили на сковородках… Продольна же от порога к красному углу стена вся сплошь украшалась или завешена была лубочными батальонного содержания картинками: тут русский солдат под начальством фельдмаршалом князя Кутузова поражая отступавшего от Москвы в 1812 г. француза, там кавказский главнокомандующий князь Воронцов сечет Черкасов, в третьем месте старый солдат прощает француза, англичанина, турка и сардинца (коалиция 1855 г.) великолепным русским «грибом», приговаривая «Кушайте, друзья, будете Вы знать, как съели гриб у нас» (намек на II-месячную осаду Севастополя в 1854 и 1855 гг.). Такой же интерес проявлялся к изох./ Примечание: Символическое значение картины таково: солдат олицетворял Россию», гриб – Севастополь – крепость в войну 1854–1855 гг. и то, что стоявшие возле гриба – турку, французу, англичанину и сардинцу представлялось грызть его по микроскопическому кусочку, – символизировало те неимоверные трудности, которые, которые неприятели встретили во время осады 11-месячной города, когда каждый взятый ими шаг подступа к «Малахову кургану» (т.е. к крепости) окупался ценою потери сотен и тысяч человеческих жизней.

На изображающей всех государей Европы картине, где не забыты были ни «Римский» папа, «Пий IX», ни Турецкий Султан «Меджид», а появившиеся в 1866 г. портреты Осипа Ивановича Комисарова-Костромского раскупались нарасхват. Но кто такой Комисаров? – спросит читатель – это плотник, крестьян Костромской губернии, сезонный рабочий в тогдашнем Петербурге, спасший будто бы царя Александра II. О «подвиге» Комисарова в свое время рассказано, что 4 апреля 1866 г. в понедельник, на провода, в гулявшего в Летнем саду царя сделан выстрел Каракозовым, но что благодаря Комисарову, толкнувшему в момент выстрела руку стрелявшому, пуля прошла мимо цели и царь остался жив, так ли это было, или правительство спровоцировало случай в своих видах, – трудно сказать, одно только несомненно, что Осип Иванов и Елизавета Ивановна Комисаровы-Костромские тогда же возведены были в потомственное дворянство, а Осип Иванович и в камер юнкера, приставлены учителя и гувернантки для обучения грамоте и в довершение излитых на них сказочных «милостей» даже местожительство их было определено в Зимнем дворце»; словом, зажил Осип Иванович с царем по царски, а сколько было по этому поводу манифестаций и молебнов, колокольных звонов, крестных ходов, проповедей, речей – и не перечесть. Стрелявший в царя Каракозов – студент, друг известного нашего писателя-революционера Николая Гавриловича Чернышевского, находившегося тогда в ссылке в Сибири, должен был выполнить здание революционного Комитета, вот он и стрелял, но неудачно: его тогда же арестовали и, отданный в руки Муравьева-Виленского (бегемота – как назвала его истерия) через несколько дней следствия погиб. После сделанного мною отступления от описания строившихся в старину «хат», остается сказать, что и в области строительства жили, как и в других областях народной жизни, прогресс шагнул вперед далеко и далеко, когда каждый, не исключая бедняка, всеми силами стремится к обеспечению себя более просторным и удобным домом, могущим удовлетворить запросам современной, более культурной жизни.

 

ОДЕЖДА

Заметно, что бывшая прежде в обиходе одежда в настоящее время совершенно вышла из моды: так, например, нет бывших в старину в большом распространении белых бараньих тулупов и крытых сукном кожухов, исчезли носившиеся почетными мещанами, цеховыми и торговцами длиннополые до пяток – сукна не жалели – суконные или нанковые сюртуки и мужские из тонкого сукна халаты с широчайшими полами и воротником. Такие халаты, предназначаясь для летнего сезона, надевались в торжественных случаях: на пасху, на храм, в церковь, в гости и т.д., а теперь они, кажется, заменены пальтами и ченарками. Женский городской элемент одевался в те поры также чрезвычайно просто; в юбки из традиционных синих цветов недорогих ситцев, черкасиновые или другие дешевой материи кофты, верхней летней праздничной одежей для женщин и девушек являлись кумачовые синие с густыми на спине складками «халаты» с пелеринкой на шее и пришитыми к полам халата разноцветными яркими лентами, а кто богаче и состоятельнее, те такого фасона халаты шили шелковые и с более изящной отделкой, головным же убором для женщин (повязкой) и девиц служили простые или шелковые платки. Замечательно, что только что названные женские халаты, как и мужские совершенно исчезли и редчайший какой-нибудь экземпляр его найден разве в скрыне какой-нибудь чтящей старину ветхозаветной «бабусі».

60 лет назад резиновых калош в производстве не было, правда были колоши не только кожаные и носили их – офицера, чиновники и купечество, причем работа их в отношении красоты и изящества доведена была до замечательного совершенства, но с появлением на рынке резины производство кожаных калош прекратилось. Вообще в старину Лебединские граждане, даже состоятельные, одевались просто, также просто, и без франтовства, и молодежь одевалась, а теперь!.. Выйдите в праздничный день на Лебединский проспект, – Сумскую, – перед Вами море «барышень» и «кавалеристов» – и все это расфранчено и элегантно разодето. Как видим, внешняя культура на лицо, надо теперь направить и стремление к тому, чтобы внешней культуре соответствовала и «культура» внутренняя, в смысле, конечно, смягчения и облагорожения нравов. А еще проще была жизнь в деревне, где в начале 1860-х гг., то есть в близкое к крепостному праву время, когда мануфактура по дороговизне недоступна оказывалась для крестяьнства, – сырьевой для одежи материал имелся почти в каждом хозяйстве, так: «сіряк» и «овитку» шили из вяленного на мельнице из собственной шерсти сукна, «кожух» – из домашних овчин; «штаны вибийкови» и сорочки из своего холота; даже «жинки» и «молодцы», несмотря на свойственную им наклонность к нарядам одевались по старине и в будни носили «дерги», а в праздники «плахты» и «запаски». Я точно помню то время (1859–1865) когда женщины окружающих Лебедин сел исключительно одевали дерги и плахты, а теперь эту часть женского туалета не найдешь с огнем. Таким образом, в старину крестьянство одевалось в продукцию собственного хозяйства и с успехом обходилось без фабричной мануфактуры и если последнюю и покупали, то в виде недорогих синих кумачевых ситцев, «хусток» головных больших и «хусточек» маленьких для перевязки рук «бояр» на свадьбе, … Отмечу еще, что в старину молодые женщины и девицы носили «червоні чоботи» т.е. с голенищами из красного сафьяна, а теперь такой обуви что-то не видно.

 

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

До открытия Земских Учреждений, т.е. до 1864 г. в Лебединском уезде народных сельских школ не существовало, если не считать имевшихся в то время школ в сс. Межриче и Ворожбе. Но эти школы обязаны были своим бытием тому обстоятельству, что население этих сел, числясь «государственными крестьянами», сыздавна состояло в прямом и непосредственном ведении Харьковской Палаты Государственных имуществ, которая, по имевшейся у ней тенденции, и старалась открывать и поддерживать школы для принадлежащих казне государственных крестьян, в помещичьих же селах во всем уезде никаких школ не было. Кроме этого, в Лебедине существовало 3-х классное уездное училище и при нем, в виде приготовительного класса, училище приходское, действовавшее по уставу 1828 г. Другое такого же типа училище имелось еще в заштатном городе Недригайлове. Упомяну тут же, что 1868 г. в Лебедине на средства только что возникшего Лебединского Земства открыто «училище для девочек», помещавшееся рядом с уездным училищем, в принадлежавших тогда Федору Прохоровичу Ильченку трех домах, там, где теперь летний театр и «Петровский» сад. Училище это по «Уставу 1871 г. и женских средних учебных заведениях», – переименовано в «Лебединскую женскую прогимназию» и первой начальницей ее была немка – Блюмель. По словам некоторых старожилов и имеющихся у меня письменных данных в 30–40-х гг. (XIX) века существовали еще школы в сс. Тернах и Михайловке, но ко времени освобождения крестьян от помещичьей власти, в 1861 г., школы были закрыты, – помещикам, … дарового крепостнического труда, было не до школ.

Таким образом, в то время, вследствие недостатка школ, тех, кто хотел выучиться хотя бы церковной грамоте, – определялся на выучку к церковным причетникам-дьячкам и пономарям, которые будучи бедными, за непритязательное натуральное вознаграждение (за хлеб, сало) охотно брались обучать детей чтению церковной печати, и нужно сказать правду: многие учившиеся у таких своеобразных учителей «учні» выходили основательными «начотчиками» и знатоками церковного устава, служа в глазах родителей наилучшей аттестацией искусства такого рода «педагогов». Надо сказать еще и то, что так как средних учебных заведений – гимназий – в уездных городах тогда не существовало, а потребность хотя бы в элементарном образовании до некоторой степени удовлетворялась уездным училищем, предоставлявшим окончившим в нем курс права государственной службы, то неудивительно, что последнее всегда переполнялось детьми привилегированных классов – дворян, духовных, чиновников и купцов, а для мещан и крестьян было недоступно. Только после открытия в начале 1870-х гг. гимназий в Сумах и Ахтырке привилегированные элементы отхлынули, и уездное училище стало постепенно наполняться детьми «податных состояний». Не лишним будет сказать тут о дьячковом способе обучения грамоте, применявшемся, между прочим, и в «Межиричском приходском сельском училище». В означенную эпоху (в 1850-х гг.), во-первых, о звуковом способе обучения чтению не было никакого понятия и общераспространенный на этот предмет способ был «буквоскладательный», а во-вторых характер учебных книг состоял из книг церковных – «псалтыря», «часослова», «евангелия», на чтение которых и вырабатывался механизм чтения, при чем самой мучительной и ненавистной для тогдашних школьников книгой являлся «букварь», своими надстрочными «титлами» доводивших детей до состояния полной апатии и отупения. В чем же, примерно, заключался буквослагательный способ обучения? А вот в чем: каждый, посаженный ли у «дьячка» за столом или в училище за партой – школяр вооружался сделанной из вениковой нехворощи или гусиного пера «указкой» (без указки школяр – что косарь без косы), клали перед ним «грамотку-букварь» и указывая ему первую букву А рекомендовали назвать ее – «аз», Б – «буки», В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро», Ж – «живете» и т.д. После изучения таким способом азбучного алфавита, на что требовалось немало времени, приступали к изучению «складов» т.е. к слиянию согласных с гласными. Так, например, для того, чтобы сложить букву «б» с «а» требовалось произношение: буки аз – ба, веди аз – ва, глагол аз – га, добро аз – да, како аз – ка, люди аз – ла, мыслете аз – ма, наги аз – на, покой аз – па, ырцы аз – ра; слоги же с двумя согласными – «бра», «вра», «гра» или «брю», «врю», «грю», «бря», «вря», «гря» выговаривались: «буки-ырцы-аз» – «бра», «веди-ырцы-аз – вра», «глаголь-ырцы-аз – гра», «буки-ырцы-аз – бра», «веди-ырцы-у – вру», «глаголь-ырцы-у – гру» и т.д. За сим, когда учитель находил, что усвоение учеником «азбуки» и «складов достигнуто, – приступали к чтению церковно-славянских «божественных» слов под условными вверху знаками и называвшимися «титло», «словотитло», «добротитло», например, Ангел, Ангельский, Архангел, Архангельскиц, но печатались они сокращенно: Англ, Англский, Архнгельский, Бгъ, Хрстос, Два, читать же подобалось так: Аз-нам глаголь-люди-ер/титло/ – Ангел, слово Бог читалось: Буки-он-бо-глаголь-ер/ титло/ – Бог, или Христос: хер-ырцы-твердо-он-ер / слово титл/ – получалось Христос. Два – добро-веди-аз /титло/. Дева и т.д. Я живо помню, как бывало у многих школяров, при чтении этой галиматьи язык отказывался служить и они, обливаясь «кровавым потом» и тыкая «указкой», точно в бреду, болтали всякую несуразицу, сопровождавшуюся «щелчками» и «березовой кашей» тут же сидевшего и слушавшего «урок» «батюшки» (учителя). После только что приведенного легко понять, насколько в ту отдаленную эпоху «корень учения был горек» и сладкий плод его недосягаем для маленьких школьников. В дореформенных для государственных крестьян школах (в Межриче, например) занятия требовалось вести целый день – от 9 до 12 часов чтение, а после 2-х часового перерыва на обед занимались чистописанием и арифметикой, причем каждому ученику давалась изданная департаментом министерства народного просвещения в 20-30-х гг. (начала XIX века) пропись для копирования. Прописи те интересны тем, что текст каждой страницы их выражал религиозно-политическую мораль, которая, запечатлеваясь на всю жизнь в памяти учащихся, могла, по мнению сочинителей прописей, сделать учащееся юношество истинными верноподданными «царя и отечества». Вот несколько взятых для примера из старинной прописи образцов вразумительной морали: 1. Бойся Бога, повинуйся Царю и уважай начальника; «Служи Государю верою и правдою». 2. «От царя поставлено начальство, уважай и слушайся, что оно приказывает, даже если бы ты иногда и не смекнул за чем то, а не другое приказывается. Эта мораль предписывает, что если начальство велит убить отца и мать, то не рассуждай и делай то «что начальство приказывает».3. «Не завидуй ни старикам, ни сильным, ни богатым – им часто бывает грустнее и тяжелее чем бедняку». 4. «Истинный способ быть богатым состоит в уменьшении наших желаний». Эта мораль из курьезнейших: чем, дескать, ты беднее, чем меньше будешь предъявлять к жизни для удовлетворения своих насущных нужд и потребностей требований – тем с большей уверенностью будешь чувствовать себя богатым. 5. «Бедность бывает от праздности». Выходит, что крестьяне потому были бедны, что вели праздность. А помещик, много он работал…бедный…но я думал, что этих примеров вполне достаточно, чтобы видеть всю гнусность и подтасованность нравоучений, направленных, конечно, к тому, чтобы держать народ в умственном застое и невежество, на чем тогда деспотам и вековое рабство и строили свое господство.

Какие же принимались педагогами меры воздействия на нравственность и успешность в учении учащихся? Вернейшим и самым радикальным средством исправления во всех случаях признавалась только розга, которая даже после уничтожения крепостного права, т.е. после 19 февраля 1861 г., как панацея и как исправительное средство, работала во всю, при чем пороли не только солдат, «свободных граждан» крестьян или школьников, но пороли и учащихся в привилегированных учебных заведениях – кадетских корпусах и гимназиях, несмотря на то, что в последних в те времена обучались исключительно дворяне[2]. Кроме розог, излюбленным у педагогов того времени орудием наказания служила линейка, которою избивали ладони учащихся до того, что они опухали и ученик в течении нескольких дней лишался способности владеть руками; другие учителя любили драть за уши и волосы и только редкие из них по своей относительной гуманности ограничивались оставлением «без обеда» или ставили с книжкой в руках на «колени», что считалось самым легким наказанием; впрочем «дьячки», занимавшиеся обучением церковно-славянской грамоте, и это наказание обращали в истязание, ставя школьников голыми коленами на «гречку». Для полноты только что сказанного добавлю, что в уездных 3-х классных училищах министерства народного просвещения, служивших рассадниками мелких уездных чиновников (почтово-казначейских, полицейских и т.п.), в каждом классе на двух противоположных стенах висели две доски – красная и черная, причем на первой начертано было: «За добронравие и прилежание к наукам ученики (такого то класса)» а на черной: «за худое поведение и ленность». Назначение этих досок заключалось в том, что получившие в течении месяца по всем предметам четверки и пятерки записывались на красную, несчастливцы же с «единицами» на черную доску, с отводом последних в «геенну огненную» (в комнату служителя), откуда в конце каждого месяца раздавались плач и скрежет зубов… И все это сопровождалось торжественным чтением в каждом классе «протокола» постановления Совета и присутствием всегда педагогического «ареопага».

 

КАТ

В одном месте воспоминаний этих я сказал, что крестьяне с Межирича считались крестьянами «государственными» и подчинялись Харьковской палате государственных имуществ, которая через посредство особых чиновников и управляла ими, причем на обязанности таких чиновников лежало не только наблюдение за правильностью обложения крестьян податями, своевременным взносом их в казну и утверждение в должностях лиц волостного управления и т.п., но они имели право при малейшей попытке крестьян к «бунту» или своевольно (скопищем или индивидуально) производить «экзекуции», для чего содержался специальный казенный «кат». Такой кат, по слышанным мною в 1864 г. в Межириче воспоминаниям одного глубокого старожила, носил красную косоворотку и лакированные ботфорты, лицо, изрытою оспою, выражало хищного зверя. Фигура неповоротливого медведя, в руках толстый ремонтный прут. При встрече с ним на улице крестьяне с подобострастием отвешивали поклоны, а детвора, увидя его с далека, пряталась в хлева и сараи. В 1860-х гг. память о «катах» держалась в Межириче настолько твердо, что слово «кат», войдя в лексикон бранных выражений, при острой и злой ругани соседней или членов семьи, можно было слышать в такой форме: «Ах ты кат!» сякой и перетакой «Ты сам кат!» растакой да такой. Рассказывали, что палачи эти, дравшие крестьян розгами и кнутами, установлены были с очень давнего времени с XVIII еще века, с эпохи «благочестивейших цариц-матушек!!!»

Такие экзекуции по словам глубоких стариков, происходили на публичных площадях с барабанным боем и в присутствии экзекутора-чиновника.

 

МЕДИЦИНА

В эпоху крепостного права и даже в 1860-х гг. врачебная помощь населению города Лебедина, – а о селах и говорить нечего, – почти совершенно отсутствовала, так как врачей тогда в уездных городах, кроме казенного уездного «лекаря», не было, а те, что из года в год выходили из университетов, захолустных мест избегали и стремились оседать в крупных губернских центрах. Так и в Лебедине, как и во всех городах уездных того времени, единственным персонажем «медицины» являлся исторический тип – «уездный лекарь», но обязанности его заключались лишь в выездах в уезд для производства судебно-медицинских вскрытий трупов убитых, повесившихся и т.п., а до лечения «народа», до подачи ему в том смысле как мы теперь понимаем, медицинской помощи такому «лекарю» не было никакого дела. Вот таким «лекарем» в Лебедине, в течении продолжительного времени состоял известный каждому старожилу города – Филипп Михайлович Одарченко. Это – тип из портретной галереи Гоголевского «Ревизора»: маленькая, тощая, с голым как полено, покрытым париком головным черепом, фигура с выбритыми изрытом оспинками, сухим, морщинистым, тоненьким голоском – таков портрет «уездного лекаря». Филипп Михайлов Одарченко не только был «медик», но выйдя в отставку выдавал себя и за ученого «ветеринара»: когда в 1877 г. Лебединское Земство после ухода ветеринара Баварова поместило в газетах публикацию об освобожденном вакантном месте, то один из первых подавших на это место прошение кандидатов – несмотря на 75-летнюю свою дряхлость, – был Одарченко, но Управа, отнесясь иронически к его старческому притязанию, места того ему не дала; вообще же горожане к врачу этому доверия не питали, говоря с усмешкой, что «старый Одарченко лечит ромашкою та бузиною», або «клиорной трубкой, горчичником та мушкою». Но если Одарченко не оставил о себе никакой памяти о врачебно-медицинской деятельности зато по части архаической судебной юрисдикции и разных сутяжных дел – ему и книги в руки; ведя судебные бесконечные земельные тяжбы с городскими обывателями, имея знакомство и дружбу с «судебными канцелярскими крысами» – так дразнили в старину судейских чиновников – Ф.М. Одарченко в притязаниях своих на какое-либо право лесное или луговое угодье, аргументируя свое право излюбленной им фразой: «Это мое», «Это мое» – всегда оставался в выигрыше и таким образом, земелька доставалась ему[3]. Кроме уездного врача, в Лебедине состоял еще «подлекарь» – Никифор Павлович Матеенко, считавшийся помощником уездного лекаря, жил он, помню, по Петропавловской улице, на принадлежащей теперь (1929 г.) учительнице З.Д. Середенковой усадьбе.

Из лечебных заведений в дореформенное время в Лебедине существовала «Лебединская градская больница», действовавшая по Городовому полю жению Екатерины II и подчинявшаяся приказу общественного Призрения»; такое в старые времена учреждение ведало больницами и богадельнями. Больницы с 1860-х гг. помещались в доме Боданского, там, где в предреволюционные годы был детский приют, в Троещине. Была в Лебедине и вольная аптека «Лебедева», на Трехсвятительской улице, кто же был в те отдаленное время врачом в больнице – не помню. Кроме лекаря Одарченка в Лебедине, о котором (т.е. Одарченка) я несколько распространился, в уезде были содержавшиеся помещиками свои домашние врачи, так: в с. Михайловке Баварско-подданный, доктор Бенно Иванович Панцер[4] (и помощник ему «подлекарь» Петр Федосеевич Рожевецкий, после Панцера д-р Рабус)[5]. Все эти медики содержались помещиком Иваненком и Капнистом. Затем в 1861 г. в с. Васильевке, у помещицы Бугаевской, оселся д-р Иван Андреевич Ромашкевич, приобретший впоследствии даже за пределами Харьковской губернии известность, как выдающийся терапевт, причем он считался особым казенным врачом, хотя работал на себя, а когда в 1864 г. учредилось Земство – Иван Андреевич назначен земским врачом 2-го участка и на должность врача 1-го участка в Лебедине приглашен был Михаил Валентинович Томашевский, по уходе которого в Харьков, земство пригласило д-ра Константина Александровича Зильберника, посвятившего всю свою 42-летнюю врачебную дея

9 червня 2019

Поперека Григорій, користувач 1ua
Григорій Поперека
Тема: Історія міста

витяг з книги

 «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» - Филарет (Гумилевский Д.Г.)

Город Лебедин.

При речках Ольшанке и Труханке, в 153 вер. от Харькова.

Замечателен благочестивый обычай, исстари соблюдающийся Лебединскими церквами: — на озеро Лебедино за 2 версты от города, из храмов с иконами и хоругвями, а граждане с цеховыми значками, выходят для общественного моления, особенно во время бездождия и других бед.

По переписи 1732 г. в г. Лебедине старшины и казаков 672,[1]  подпомощников 3022, работников и подданных 308, духовных 135, а всего 1087 душ муж. пола.

В сказках, поданных Лебединскими священниками в 1748 г. приходские дворы делились на два класса — на дворы казачьи и на дворы посполитые; число же показано следующее: при Георгиевской 18 казачьих, 54 посполитых, при Ильинской - 12 и 52, при Николаевской - 11 и 50, при Воскресенской 120 дворов.

В последующее время видим такое число прихожан:

 

 

1730

1750

1770

1790

1810

1830

1850

 

 

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Успенской

172

176

140

150

330

326

1184

1299

1165

1347

Преображенской

104

116

127

130

Рождественской

322

306

246

247

Николаевской

294

308

280

303

232

245

оцінка запису: 1оцінка запису: 2оцінка запису: 3оцінка запису: 4оцінка запису: 5

оцінка запису: 5
(0|0)
Поперека Григорій, користувач 1ua
Григорій Поперека
Тема: Історія міста

витяг з книги

 «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» - Филарет (Гумилевский Д.Г.)

Город Лебедин.

При речках Ольшанке и Труханке, в 153 вер. от Харькова.

 

К древним храмам Лебедина относят существующий храм Свят. Николая. Он построен из колотого, а не распиленного, леса, как видно еще и ныне на стенах храма, хотя он в 1761 г. был перестроен. Первые прихожане его привезли с собою из за Днепра священника Чижевского, который в последствии оканчивал жизнь иноком в Предтеченской пустыни, находившейся между Михайловкою и Межиричом. Колокол Николаевский лит в 1660 г.

Икона Святителя Николая — с давних времен предмет особенного благоговения для прихожан едва ли также не перенесена из за Днепра первыми поселенцами Лебедина. Иконопись ее очень древняя, и серебряная риза старинной отделки.

Книги храма: евангелие М. п. 1657 г. триодь цветная М. п. 1746 г.

В архиве хранится акт пожертвования одного мельничного постава вдовою Анною Юрчихою в пользу Николаевского храма, написанный в 1707 г.

Метрики начинаются с 1742 г.

Каменный храм живоначальной Троицы с такою же колокольнею окончен постройкою и освящен в 1831 году. На построение его цеховой Андрей Тряценко пожертвовал до 2860 руб. серебром. Пожертвования майора Афанасия Джунковского, купцов Михаила Одарченка, Никиты Щетины и Федора Воскобойникова в сложности простирались до такой же суммы.

Эта каменная, довольно величественная, римского стиля, церковь, тремя престолами своими заменила собою три храма, издавна существовавшие в Лебедине: Троицкий, Михайловский и Петропавловский.

Первый Троицкий храм построен был прежде 1667 г., в котором по акту Червленской церкви известен священник ее Андрей.

По тому же акту 1667 г. известен Григорий священник церкви Архангела Михаила.

Первый Петро-Павловский храм вероятно основался ок. 1701 г. во время Петра 1. Метрическая книга Петропавловской церкви 1742 г. ведена была священником Герасимом Ромнецким. Об этом священнике и об отце его была любопытная переписка Сумской полковой канцелярии с Консисториею.  

 'Промемория из сумской полковой канцелярии в Консисторию Уго Преосвященства Антония митропол. белгород. и обоянского. Минувшого мая 4 д. сего 1744 г. в донесении из лебединской сотенной ратуши в сумскую полковую канцелярию объявлено: с прошлого 1732 г. написан в лебединской сотне казаком лебединской житель Роман Горелчаник,  с которого году и поныне платил казачий оклад. - И оный казак Горелчаник, укрываясь от полковой службы, в прошлом 738 (1746 г.) сына своего Герасима послал в Белгород тайно и происком его тот бывшим Преосвящ. Петром архиепископом в городе Лебедине к Петропавловской церкви посвящен в попа, о чем из сумской полковой канцелярии в Консисторию было сообщено, точию тот казачий сын невзирая на то пострижен в попы. - А по ревизии прошлого 741 г. он Горелчаник написан же казаком и казачий оклад платил с прочими казаками в ряду. А ныне Горелчаник, убегая ее Императорского Величества службы казачей, поехал в Белгород и в Консисторию подал прошение, чтоб ему Горелчанику быть под духовною протекциею надзирателем, чтобы при церквах никто не говорил, или в другое какое церковное послушание, а в светской команде не быть. А по имянному блаж. памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны указу, состоявшемуся 1734 г. июля 31 д. за подписанием ее Величества собственной руки церковных ктиторов определять с свидетельства от полков; а кто, нежелая в службе быть, в священнический и монашеский чин пойдет тайно, у таковых отобрав грунты, отдавать служащим, ежели у них детей в казацкой службе не останется, и оным ктиторам службу и городовую повинность отправлять и судимым быть с причими при полках. Да по всемилостивейшему ее Величества указу, состоявшемуся 1743 г. сент. 28 д. в Высочайшее ее присутствие в Сенате за подписанием ее Величества повелено в слободских полках казаков содержать 5000 человек и по равномерному с прочими слободскими полками росписанию положено в сумском полку 1300 человек, которых за недостатком достойных к тому людей набрать трудно. А Горелчаник имеет довольные казачьи грунта, которые при поселении полка по жалованным грамотам даны для службы, а не для довольствия состоящих в духовном Правлении; да и кроме того имеет достаточные пожитки и торговыя лавки и убегая от службы ее Императорского Величества ищет случая быть в духовном Правлении. - Того ради по указу ее Импер. Величества в сумской полковой канцелярии определено: в Консисторию Его Преосвященства послать промеморию и требовать, чтоб оная благоволила помянутое поданное от казака Горелчаника прошение по силе Именного указа 734 г. июля 31 д. отменить и в действие не производить и для правления ее Императ. Величества казачей службы прислать в сумскую полковую канцелярию: ибо ежели Горелчаник, по его намерениям может исполнить желание свое, то и прочие сумского полка казаки ко отбывательству от службы могут изыскивать таковые же способы, от  чего в казачей службе может последовать умаление. Консистория Его Преосвящ. Антония митр. белгор. и обоян. да благоволить сообщить в сумскую полковую канцелярию, что учинено будет. Июн. 6 1744 г.

Полковник Андрей Кондратьев.

Полковой писарь Василий Протопопов.

Заметим при сем, что Герасим Ромнецкий пред посвящением своим в показании своем назвал себя незаписанным ни в какой оклад. После сего просьбы о посвящении избранного прихожанами в священника стали подписывать сотники и по иным просьбам делались сношения с полковою канцеляриею. Между тем до какой степени были разборчивы при посвящении кого-либо во священника, показывает между прочим пример диакона Троицкой церкви Якова Иванова, зятя протоиерея Семена Стефанова. Ему велено было непременно выучить наизусть катехизис и тогда чрез год явиться к посвящению во священника. А он в декабре 737 г. показывал о себе: 'родом он Яков малороссиянин, родился Вольновского уезду в с. Семеренках; отец его Иоанн с. Семеренек при Николаевской церкви попом. Чтению и пению изучен он в с. Семеренках при Николаевской церкви в школе дьячком Иваном Алексеевым; взят был по указу в славенолатинския школы и учен в аналогии и инфиме профессором Петром Венсовичем, в грамматике Пелчинским, в синтаксиме, и поэтике Корабановичем, в Харькове в риторике Тапольским два года и по окончании реторики дан ему отпускной патент за рукою префекта помянутого Афанасия Тапольскаго; в учении был семь лет'. В священника посвящен он уже в 1741 г.

Церковь св. Пророка Илии первою своею постройкою принадлежит ХYII стол. По акту 1724 г. известен Лебединский Ильинский священник Андрей. В ней стоит икона св. Николая - издавна предмет особенного благоговения прихожан. Иконопись ее древняя; старожилы по преданию говорят, что она внесена в храм каким-то прихожанином Андреевским по особенному случаю около 1700 г.; серебренная риза устроена в недавнее время.

Книги храма: требник 'за благоволением в Бозе ясне превелебного г.Иннокентия Гизеля архимандрита лавры'. К. п. 1677 г. Служебник К. п. 1738 г. с надписью: 'куплен лебединским жителем Дмитрием Пушкаренком 1738 г.'. Трефологий К. п. 1734 г.

Метрики Ильинской церкви за 1742 г. надписаны так: 'книга гор. Лебедина церкви Пр. Илии попов Андрея Андреева, да Прокопия Андреева.'

Два же священника сей церкви давали сказку о причетниках в 1748 г., когда писали: 'по указу против прежнего быть надлежало священникам двом, дьячку единому и пономарю единому; - а действительных дьячков и пономаря не имеется и не бывало, отправляют должность черкашены по найму прихожан'.

По переписи 1732 г. при Ильинском храме школа.

К сей церкви приписана деревянная Вознесенская церковь, по ветхости уничтоженная. Она построена, как видно из описи, в 1692 году. Священник ее Прокопий известен по акту 1701 г. Сей церкви принадлежит свят. евангелие в серебряном окладе напечатанный в Киеве 1712 г. На место ветхой церкви в 1747 г. разрешено построить каменную церковь. Метрики Вознесенской церкви начинаются с 1742 г.

В духовном завещании 1678 г. видим уже священника Покровской церкви Леонтия. След. нет сомнения, что первый Покровский храм в Лебедине построен прежде 1678 г.

Книги храма: служебник К. п. 1743 г., акафист вмуч. Варваре К. п. 1746 года.

Метрика за 1742 г. 'гор. Лебедина посадской церкви Покрова Пр. Богородицы' самая старая из уцелевших; ведена была двумя священниками.

Храм вмуч. Георгия в первый раз построен в Лебедине вероятно около 1700 г. В 1765 году построена ныне существующая деревянная церковь. В библиотеке храма: октоих М. п. 1727 г. и служебник 1734 г. Метрики начинаются с 1742 года.

Благотворителями храма были: священник сей церкви Яков из дворянской фамилии Джунковских,[1]  который в 1819 г. внес в храм до 300 руб. серебром и церковный староста Прохор Губский, пожертвовавший на поддержание храма 280 руб. серебром.

По одному делу 1740 г. видно, что Трехсвятительский храм существовал в Лебедине на посаде еще в 1709 г.[2] Метрики сей церкви начинаются с 1742 года. Иконостас нынешнего храма, построенного в 1795 г., обновлен в 1828 г.

Книги храма: апостол К. п. 1738 года, октоих К. п. 1739 г., православное исповедание веры, Черниговской печати 1752 г., часослов Л. п. 1751 г., псалтырь Л. п. 1753 года.

Воскресенская деревянная церковь построена старанием священника Григория Шкурского в 1789 г. Но это не первый храм сего имени в Лебедине. Метрики Воскресенской церкви начинаются с 1742 г., и самая первая из уцелевших писана священником Иваном Ивановым Шкуркою; в 1725 г. Воскресенский священник Иоанн писал, что он посвящен в 1701 г.; а по другому делу видно, что в 1709 г. умер священник Лебединской Воскресенской церкви Стефан.

Книги богослужебные: псалтырь М. п. 1739 г., акафист вмуч. Варваре Черниговской печати 1737 г., служебник черниговской печати 1747 года.



[1] Из этой фамилии очень многие были священниками в Лебедине. По ведомости об имениях 1784 г. в дачах Лебедина показаны: лес (30  дес.) священников Семена Семеновича, Семена Яковлевича, вдовы протопопицы Марфы Ивановны и вдовы попадьи Мелании Евстафьевны Джунковских; две пустоши (44 дес.) попадьи Меланьи Джунковской. При Троицкой церкви были священниками с 1751 г. Яков Джунковский, сын протоиерея Семена Семеновича Джунковского; с 1759 г. другой сын его — Степан Джунковский. По ведомости 1799 г. у священника Григория Яковлевича Джунковского 3 д.м. 2 ж.п. подданных.

[2] Дело 1740 г. о посвящении к Бишкинской церкви во священника певчего Сергея Осипова, который “родился в г. Лебедине на посаде в приходе Трехсвятительской церкви и от роду имеет 31 год”.

7 вересня 2010

Поперека Григорій, користувач 1ua
Григорій Поперека
Тема: Історія міста

витяг з книги

 «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» - Филарет (Гумилевский Д.Г.)

Город Лебедин.

При речках Ольшанке и Труханке, в 153 вер. от Харькова.

 

Более же других делал для украшения и поддержки церкви протоиерей Михаил Залесский. Он поступил в собор священником в 1810 г. В это время храм был весьма беден, он покрыт был гонтом, но гонт до того худо защищал церковь, что в дожди вода протекала в храм на иконостасы, полы пришли в ветхость; придельные иконостасы стояли неосвященными, не было ни ограды, ни колокольни. Первым делом священника Залесского было ходатайствовать у высшего начальства о вспомоществовании соборному храму, и в 1812 г. высочайше назначено пособие собору в 30000 руб. ассигнациями, каковую сумму велено отпускать из городского сбора. При этом пособии и при других пожертвованиях: а.) храм покрыт железом, и в окна вставлены железные решетки; б.) вокруг церкви сделана каменная ограда; в.) построена каменная колокольня и при ней каменные лавки. Все это окончено до 1842 г.

Кроме помянутых древних утварей достойны внимания а.) книги: евангелие в серебряных досках, Московской печати 1707 года с надписью: 'надал Федор (Татаринов) сотник Лебединский ко храму Преображения Господня'. Евангелие Московской печати 1735 г. в серебряных досках,  с надписью: '1736 г. мес. августа 28 куплено сие евангелие, листы, в Москве, ценою 4 р. 10 алтын, а деньги такие даны от цехмистра мужицкого Ивана Петрова Пернякова и ключника Якова Трофимова и со всею братиею мужицкою; по своему обещанию отдали в соборную церковь Успения Девы Богородицы вечными часы; а сие писание писал соборной церкви поп Симеон Марков'. Минеи служебные 11 книг, М. п. 1741 г., на март М. п. 1747 г., триод постная М. п. 1748 г., триод цветная М. п. 1749 г., устав М. п. 1700 г., служебник К. п. 1746 г.,  анфологион М. п. 1748 г. б.) Акты на Бишкинскую мельницу, которые сообщаем здесь как достойные внимания по многим отношениям.

а.) Завещание 1678 г.

'Во имя Отца и Сына и св. Духа, аминь. Я  раб Божий Алексей Иванович, обыватель Лебединский, чиню ведомо сим моим добровольным тестаментом, не от кого не намовленным, але с самой воли моей, видячи ближше к смерти, ниж к животу. а хотячи того, аби убозство свое распорядил, аби до того жадный с кровных моих не втручался, як близких, так и далеких. а ни дети родные, але все убозство мое отказую церкви Божой Успению Пресв. Богородицы в гор. Лебедин стоячий семи сот шесть грошей в Бишкинской гребле млин, а в том млине камений два и ступи да полставидлы с Карныхою жителькою Лебединскою, комора на рынку,  двор в Перекопе, да с атаманом Ольховиком лука пополам. И все от мала до велика, що есть убозства моего, церкви вышереченной Успения Пресв. Богородицы. А мел бы в чем кто перешкоду чинить сему моему тестаменту, останей воле моей, тое убозство от церкви Божой отлучать, таковый буде проклят св. отцами 318, иже в Никеи.- Писано в Лебедине при отцу моем духовном  о. Павлу, да при пану сотнику лебединскому Софронию Васильевичу да при Каленику Панасовичу Крамару Лебединском да при Андрею Гутнику да при Мирону Крамару Лебединском и иных многих людях зацных и вере годных. Деялося в Лебедине р. 1678 мес. января 22 д.  А сей мой тестамент даю при памяти своей Крамаром лебединским в руки, пану Каленику Панасовичу да пану Мирону Тимофеевичу.

К сему тестаменту вместо Софрона Васильевича сотника лебединского Иван Ильин писарь, на тот час будучи, по его велению руку приложил и печать притиснул городовую. К сему добровольному тестаменту Лебедина гор. соборной церкви Успения Пресв. Богородицы протопоп Степан Михайлович вместо лебединского жителя Алексея Ивановича, по его велению руку приложил. К сему листу добровольному тестаменту Леонтий церкви Покровской поп вместо лебединского жителя Алексея Ивановича, по его велению, руку приложил. И еще подписался Мирон Тимофеевич Крамарь, житель лебединский'.

Завещание записано в Сумах у крепостных дел 1735 г. февраля 6 дня.

 

б.) Завещание 7 сентября 1710 года.

'Во имя Пресв. Живоначальния Троицы... Я  Тимофей Андреев сын Крамарь,  житель лебединский, любо естем на сей час хоробою от Господа Бога на теле зариженный, але естем при доброй памяти и з полного разуму будучи, а ведаючи о том добре, иж кождый человек здоровый хоробы не уходит, а у хоробе смерти ближний зостает и оной сподеватися мает, за чим постирегаючи я того, абы по смерти моей межи женою и инными кревними моими убогую, позосталую по мне, маетность и субстанцию мою жадной турбации и заводых кривих и неправных не було, теди ведомо чиню и ознаймую сим моим тестаментом останой воле моей каждому, зособне кому бы о том ведати належало теперь и на потом. Завше, им зде мене Господь Бог в той хоробе моей до хвали святой своей поволити будет рачил,- теди на продь душу мою в руки Пресв. милосердия Божего полецивши, тело мое грешное, от земли взятое, знову отдано и поховано быти мает при храму соборной церкви Успения Пресв. Богородицы з убожества моего позостаючого коштом; ащо ся тянет, распоряжаю и порядок чиню таковым способом: напрод по смерти моей за душу, яко то по христианску, на три церкви сорокоуст отправити и всегда Бога молить, грошей готових сто золотих.На церковь Божию Успения Пресв. Богородици в Лебединском уезде в с. Бишкин на р. Псле на ходу задний камень да под млинами в селе двор со всем строением; там же под селом луговой рощи половина; в городе на ряду камора з двома окни, серебра ломаного ложек три, чарка да кубок и которая ни есть цен, все церкви Божой половина; грошей готовых добрих девядесять рублей вручаю честному отцу протопопи Ивану Кириловичу до рук его, где он похощет на доброе дело, тамо и подает. — Жоне теж моей Марьи отказую двор мой, в котором я и на сей час мешкаю, со всем строением, — в селе Бишкин на Псле на ходу передний камень, теж в селе Гутницкий  двор со всем строением, да под селом луговой рощи половина, як же выши реклося в роспоряженю, и на церковь Божю с тех же нажитков все по полам; а за Будылкою байрак с сенними покосы, медных казаков виничных три в городе на ряду, в каморе окно, якое похощет взяти, з серебра чарок две, ложок две, кубок, цени половина, грошей золотих сто; из быдка котори коне и свине и що ни есть в господарстве особливе неименованний посуд и рухледь, поле пахотное и не пахотное и долги, которие на людех за що не будь залежат, жоне моей справыти и владеть всем тем вышеписанным. А сестре моей Анне особливе отказано готовых грошей десять рублев. Аби ся чим кождое з них контептовалы, що есть описане в сем тестаменте моем. А хто бы кольск важился той мой тестамент в чем кольск нарушити и турбацию, якуюже кольск жени собой поднимовати: овож таковою на страшний суд Божой позываю и там ся зо мною пред Судиею справедливым, которий придет судити живих и мертвых, расправитися повинен будет.- А при сем тестаменте моем були соборной Успенской церкви протопоп Иван Кирилов, да тойже церкви поп Григорий Павлов, да городовий атаман Тишка Котляр, да на тот час будучий сотник наказний лебединский Степан ключник, да Влас ключник, Илья Цехмистр Козорезский и много людей зацних и вере годних. А сей тестамент писал с позволения Тимофея Андреевича Вознесенский поп Прокоп Васильев 1701 р. сент. 7 д.'

Под завещанием подписались помянутые протоиереи и священник соборные, Федор Тихонов вместо отца своего лебединского городского атамана Тихона Данилова, Троицкий священник Андрей вместо наказного сотника, Преображенский священник Алексей вместо духовного сына своего Илии Дмитриева.

Известные протоиереи — управители духовных дел: а.) Иоанн по акту 1667 г. б.) Стефан Михайлович 1678 г.  в.) Иван Кирилович 1710 г.  г.) Семен Степанович Джунковский, известный по делам 1718-1741 г.  д.) Стефан Еремеев с 1742 г.[1] В 1743 г. он доносил Консистории, что в доме Лебединского учителя Евфима Гарбара учинено было поругание иконе Богоматери, которую приносили из Николаевской церкви. Чем окончилось судопроизводство по сему делу, неизвестно. Но Еремеев был духовным управителем - протоиереем и в 1750 г. В октябре 1751 г. произведен в протоиерея и духовного управителя Вознесенский священник Иоанн Иванович Шкурский, но который остался при Вознесенской церкви. В 1799 г. видим протоиереем Семена Семеновича Джунковского.



[1] В нояб. 1742 г. он был выбран “быть в Лебедин. ведомстве у духовного Правления и у сбору денежной казны”. Под выбором подписались: а.) Лебединские священники — два соборные, два  Преображенские, два Никольские, два Покровские, Трехсвятительский, Архангельский, Вознесенский, Георгиевский; б.) сельские Лебединского ведомства — с. Селищ Воздвиженский, с. Влезек Никольский, гор. Алешни Преображенский и Покровский, с. Журавного Архангельский, гор. Каменного Преображенский и Покровский, с. Буймера Николаевский. 

7 вересня 2010

Поперека Григорій, користувач 1ua
Григорій Поперека
Тема: Історія міста

витяг з книги

 «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» - Филарет (Гумилевский Д.Г.)

Город Лебедин.

При речках Ольшанке и Труханке, в 153 вер. от Харькова.

 

В инструкции сумской городовой ратуши от 2 дек. 1659 г. видим уже не только город Лебедин, но и Лебединский округ.[1] Население его происходило, по всей вероятности, в одно время с населением гор. Сум, т.е. ок.1652 г. Черкасам города Лебедина отведены были весьма обширные дачи земли, так что на этих дачах в последствии образовались не только хутора, но и целые слободы — Бишкин, Бережки, Рябушки, Будняка.[2] Это указывает на то, что первые поселенцы Лебедина явились на берега оз. Лебедина в больших массах. С самого начала своего Лебедин был укрепленным сотенным местечком сумского полка; с 1765 г. был он комисарским городом, а с 1782 г. остается уездным городом. Вот как описывали крепость Лебедина в 1785 г. : 'город имеет укрепление: с 3 сторон окружен земляным валом, вышиною от горизонта от 2 до 3 сажень, шириною также от 2 до 3 сажень; по углам 4 батареи; для закрытия же их насыпной земляной вал, вышиною в 1 сажень; въезд в крепость с 4 сторон; от востока и запада протекает речка Ольшанка, которой берег вместе с валом возвышается до 4 сажень; в крепости соборный храм Успения Богородицы еще недостроенный,  и храм Преображения Господня'.

В 1785 г. в Лебедине было 13 церквей и духовное Правление; ныне остаются церкви: соборная Успенская, Николаевская, Троицкая, Ильинская, Покровская, Георгиевская, Трехсвятительская и Воскресенская.

Первый Успенский храм в крепости построен без сомнения в то самое время, как Лебедин стал городом т.е. около 1652 г. По червленскому акту 1667 г. известен 'Лебединской Успенской церкви протопоп Иван'. Один из актов, хранящихся в нынешнем соборном храме, данных собору, дан в 1678 году. Кроме того в нынешнем храме сохраняются древние св. вещи, принадлежавшие древнему соборному Успенскому храму: а.) св. крест серебряный, на котором вырезана следующая надпись: «лета 7205(1697г.) февраля в 1 день сей животворящий крест выменян в город Лебедин в соборную церковь Успения Пресв. Богородицы; а промену стал и с позолотою 26 рублей, 15 алтын, весу в нем без подножия 2 фунта и 7 золотников». б.) Древняя священническая риза на зеленом бархате, шитая золотом и серебром с изображениями Спасителя, Божией Матери и 12 Апостолов. 

в.) Древняя Иверская икона Божией Матери в серебряном и вызлощенном окладе.

Ныне существующая каменная соборная Успенская церковьначата постройкою в 1774 г., и главный престол ее освящен 7 ноября 1797 г. Кроме главного престола в ней два придельные: на правой стороне во имя Рождества Христова, заменивший собою существовавшую до того времени Рождественскую церковь, которой метрики в Ахтырском правлении начинаются с 1742 г. и которая в 1808 г. перенесена на кладбище; а другим придельным престолом заменен Преображенский храм, которого священник Алексей известен по червленскому акту 1667 г., а метрики начинаются с 1742 г.; и который в 1800 г. перенесен в с. Марковку.

 Главным храмоздателем нынешнего собора был майор Иван Игнатьевич Варавкин, бывший тогда городничим в Лебедине. Построение храма стоило 50000 руб. ассигнациями.

Прекрасная плащаница пожертвована в 1815 г. дворянкою Устиной Олещенковой, употребившею на сие 200 руб. серебром, и та же благотворительница подала напрестольный крест в 110 руб. серебром.



[1] См. Эту инструкцию в ст. о Нижней Сыроватке.

[2] Так говорит ведомость 1785 г. генерал. межевания.

7 вересня 2010


1


  Закрити  
  Закрити  

Розробка вебсайтів/мобільних додатків
+Реклама, питання по сайту
+380935941984 (Viber, WhatsApp, Telegram)